Предлагаем купить песок карьерный в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Фото колон

Предлагаем купить щебень гравийный в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Фото и описание

В северной российской столице есть целый ряд туристических объектов, популярных достопримечательностей, которые формируют неповторимый облик города, создают его уникальную атмосферу: без них представить себе этот город просто невозможно.

Одной из таких достопримечательностей являются Ростральные колонны. Они высятся на восточной оконечности Васильевского острова — фактически в центре города. В настоящее время они не выполняют никакой практической функции, но в XIX столетии колонны являлись портовыми фонарями. Эти фонари зажигались в темное время суток, также их свет помогал ориентироваться в тумане.

История колонн

Колонны были сооружены в первом десятилетии XIX века. Автор проекта — Жан-Франуса Тома де Томон. Именно ему принадлежит идея разместить на колоннах в качестве украшений носовые части военных кораблей — ростры (в переводе с латыни слово «рострум» означает «клюв»).

Точнее, обычай украшать колонны таким образом существовал еще в Древнем Риме: те, кто побеждал в морском сражении, в качестве трофеев брали ростры побежденных судов и, возвратившись домой, выставляли их на всеобщее обозрение. Это являлось свидетельством воинской доблести, силы и должно было устрашить врагов. Первая такая колонна появилась в Риме примерно в 340 году до нашей эры. В XIX столетии французский архитектор вспомнил об этом древнеримском обычае и решил возродить его, прославляя могущество России как морской державы.

Здесь нужно отметить, что колонны не являются памятником победы в каком-то конкретном морском сражении. Более того, они символизируют успехи русского флота не только в военной сфере, но и в области торговли. Ростры, использованные как декоративные элементы, конечно, не являются носовыми частями реальных побежденных кораблей. Они были изготовлены специально для украшения колонн. Сами ростры декорированы фигурами морских коньков, рыб, крокодилов, а также изображениями крылатых русалок и водяных, что вновь отсылает нас к древним традициям.

Известно, что архитектор работал над проектом колонн несколько лет. Он неоднократно переделывал проект, меняя пропорции архитектурных сооружений и их декор. Первоначальный замысел архитектора сильно отличался от его конечного проекта: изначально французский зодчий планировал возвести колонны небольшого размера. Но один из русских архитекторов раскритиковал этот план: лестницы, которые должны были находиться внутри колонн, получались настолько узкими, что никто не смог бы по ним подняться, а стены оказывались слишком тонкими, их прочность была крайне сомнительна. Французский архитектор учел все эти справедливые замечания и переделал проект.

Говоря о сооружении колонн, нельзя не упомянуть о Самсоне Суханове — знаменитом в то время каменотесе. Выходец из семьи бедных крестьян, он лишь благодаря своему труду и таланту добился широкой известности. Трудились над созданием колонн и французские скульпторы: ими выполнены статуи, изображающие морских богов; эти скульптуры можно увидеть у подножия колонн.

Строение и архитектурные особенности колонн

Высота каждой колонны составляет тридцать два метра. Они покрыты штукатуркой и выкрашены в благородный темно-красный (терракотовый) цвет. Архитектором, спроектировавшим колонны, был выбран дорический ордер, так как он является самым строгим, сдержанным, мужественным из всех древнегреческих ордеров (отличаясь этим от изящного ионического ордера и роскошного коринфского).

Один из фонарей указывает путь в рукав Невы, начинающийся у Дворцового моста; другой фонарь помогает достичь рукава, отходящего от реки у Стрелки Васильевского острова.

У подножий колонн можно увидеть четыре статуи. Они изображают морских богов и покровителей торговли. Существует ошибочная версия, согласно которой эти скульптуры являются аллегориями российских рек: женские фигуры изображают Волгу и Неву, мужские — Днепр и Волхов. Но эта версия появилась сравнительно недавно и она совершенно не соответствует замыслу архитектора. Существует и еще одна странная версия о том, кого изображают скульптуры: согласно ей, одна из мужских фигур — это рыбак Василий, когда-то живший в этих местах (отсюда и название острова — Васильевский), а находящаяся неподалеку женская фигура изображает его возлюбленную Василису. Эта версия является городским фольклором и не имеет ничего общего с истиной.

Предлагаем бетон с доставкой в Москве от производителя. Свой бетонный завод !

Первоначально решено было изготовить скульптуры из бронзы (по другой версии, из чугуна), но позже архитектор отказался от этой идеи, так как выбранный металл было очень сложно обработать нужным образом. Решено было заменить бронзу известковым туфом. Этот материал обладает теми свойствами, которые облегчили работу скульпторов и помогли им добиться наилучшего результата: в земле туф эластичен и мягок, а на открытом воздухе быстро становится твердым, прочным.

На каждой колонне есть смотровая площадка, на которую можно подняться по винтовой лестнице, находящейся внутри колонны. На смотровых площадках находятся огромные светильники в виде чаш. Эти светильники установлены на специальных треногах (конструкция напоминает античные жертвенники). Когда-то на смотровых площадках колонн пылали смоляные факелы. Позже чаши светильников, внутри которых находились фитили, стали наполнять конопляным маслом. Оно великолепно горит, образуя высокий столб огня. Этот свет помогал кораблям найти путь в порт в ночное время или в густом тумане. Но у конопляного масла был один серьезный недостаток: при его горении над чашей взлетал целый фейерверк пылающих масляных брызг, а это было совсем не безопасно. Падая с высоты, эти брызги часто обжигали прохожих.

В середине 90-х годов XIX века конопляное масло было заменено электричеством. Но применение нового метода освещения оказалось крайне дорогостоящим, так что скоро использование электрических фонарей-колонн было прекращено. В 50-е годы XX века фонари были газифицированы. Этот способ освещения оказался гораздо экономичнее.

В наши дни знаменитые фонари зажигаются лишь в особенно торжественных случаях (например, по большим праздникам — таким, как Новый год или день Победы): тогда в небо северной российской столицы поднимаются ярко-оранжевые струи огня высотой семь метров. Но в праздничные дни фонари горят не целый день, а лишь в определенные часы, согласно графику торжеств.

Здесь нужно отметить, что в настоящее время некоторые историки сомневаются в том, что колонны использовались в качестве маяков (их применение в качестве портовых фонарей никто не отрицает). Такие скептики подчеркивают, что обычно маяки не ставились на берегах рек (за исключением некоторых редких случаев), а еще реже можно услышать или прочитать о маяках, установленных в центральной части города. На это им часто возражают, что климатические условия северной российской столицы и своенравие реки, на берегах которой установлены фонари, являются достаточными аргументами в пользу того, что колонны действительно долгое время использовались в качестве маяков.

Интересные факты

История колонн насчитывает более двух столетий. Она неотделима от истории города, одной из «визитных карточек» которого являются эти архитектурные сооружения. Но все же у колонн есть и собственная история, с ними связано множество необычных событий и интересных фактов. Вот некоторые из них:

— В начале 30-х годов XX века колонны были запечатлены на цветных слайдах знаменитым американским фотографом и путешественником Брэнсоном Деку.

— В 40-е годы XX века, в военное время, колонны сильно пострадали от обстрелов. Декор был пробит осколками и покрылся ржавчиной. В конце 40-х годов была проведена замена металлических украшений на дубликаты, которые были изготовлены из полированных листов меди. Серьезно пострадали и скульптуры у подножий колонн, эти части архитектурных памятников также были восстановлены.

— Изображение колонн можно увидеть на купюре достоинством в пятьдесят рублей. По этой причине многие гости столицы фотографируются на фоне этой достопримечательности, держа купюру в руках.

— Последняя реконструкция знаменитых колонн проводилась на рубеже XX и XXI столетий. Восстановлением архитектурных сооружений занимались специалисты высокого уровня, сотрудники Государственного Эрмитажа.

Лето 2011 года ознаменовалось двумя необычными происшествиями, связанными с Ростральными колоннами. В первую неделю лета дверь на лестницу одной из колонн была взломана несколькими хулиганами. Их целью было проникновение внутрь колонны. К счастью, их действия не причинили памятнику истории и архитектуры никакого ущерба. Спустя почти два с половиной месяца, в конце августа того же года, некий человек (имя которого неизвестно) проник на смотровую площадку одной из колонн и зажег фонарь, открыв газовый вентиль. На место происшествия немедленно выехали пожарные. Огонь был потушен, а инцидент — исчерпан. От хулиганских действий мужчины, самовольно зажегшего пламя знаменитой колонны-фонаря, никто не пострадал.

— В 2014 году колонны-фонари были зажжены в честь Паралимпийских игр (беспрецедентный случай в истории этой архитектурной достопримечательности). От них зажегся паралимпийский огонь, который затем, согласно традиции, передавался по эстафете. Для того, чтобы «спустить» огонь со смотровой площадки, был использован специальный пиротехнический шнур.

Оцените статью
Добавить комментарий